Затяжная черная полоса для оконных компаний начинает сменяться легким проблеском надежды и ожиданий на оживление рынка, и порой это граничит с ожиданием какого-то чуда. Но возникают вопросы: «Кто это чудо сотворит?», «Откуда возьмется рост рынка при низких доходах населения?», «Когда оконщики поймут, что повальное снижение качества конечной продукции – это все равно, что пилить сук, на котором сидишь». Вопросов больше, чем ответов. Но если попытаться оторваться от своего монитора и задуматься над этими вопросами, то в голове начнут возникать ответы, что кроме нас с вами этот рынок никто не сформирует и что только от нас зависит, какой результат мы получим через 5, 10, 20 лет. Девальвация гривны и снижение доходов населения, естественно, негативно влияют на оконный рынок в целом. Но кто мешает нам не заниматься удешевлением продукции, а просто показать реальную экономию в денежном эквиваленте на энергоресурсах, особенно в свете недавнего поднятия цен на коммунальные услуги.
Банки прекратили потребительское кредитование, но кто мешает самим оконщикам внедрять программы процентного займа и тем самым увеличивать круг своих потенциальных клиентов и создать дополнительную добавочную стоимость. Именно внедрение инновационных решений, как в системе менеджмента компании, так и в технологическом аспекте позволит оконным компаниям пережить кризис с наименьшими потерями.
Журналисты и аналитики журнала «Оконные технологии» тоже стараются не отстать от современных требований рынка, именно поэтому мы находимся в постоянном движении и развитии, совершенствуя наш фирменный продукт – «Розничный аудит™». Продолжая цикл наших исследований, начатых два года назад, мы подняли для нас планку и приняли решение проанализировать Украину более тщательно, увеличив как количество компаний, так и количество населенных пунктов, принявших участие в нашем аудите. Таким образом, мы условно поделили Украину на четыре части. Восточную и центральную часть мы проанализировали в предыдущих номерах (см. журнал «Оконные технологии» № 39 (1), № 40 (2)), а сейчас наступил черед западной части.
Сама структура анализа не изменилась, и уже традиционно в первой части нашего аудита мы ставили цель – определить ценовую ситуацию на рынке светопрозрачных конструкций с выдвижением гипотез по наиболее представленным комплектующим (марка профиля, включая его подсистемы, фурнитуру, стекло) и прогнозов на дальнейшее развитие ситуации в оконном секторе. Во второй части исследования мы проанализировали отделы продаж оконных компаний, их сильные и слабые стороны.
Ценовой анализ проводился на основе расчета трех наиболее популярных конструкций с типовыми размерами, которые позволяют остеклить стандартную двухкомнатную квартиру, а также позволят нам провести сравнительный анализ с исследованиями прошлых лет.
Единственное ограничение, уже традиционно, мы делали на остеклении конструкций в связи с принятием ДБН В.2.6.-31–2006 «Тепловая изоляция строений», который предусматривает повышение коэффициента сопротивления теплопередачи (Rq min, m2 * К/Вт) для первой климатической зоны до 0,6 Rq min, чего с обыкновенными стеклами достичь весьма проблематично. Поэтому в проведенном исследовании принимали участие лишь те компании, в ассортименте которых были стеклопакеты с низкоэмиссионным стеклом. По всем другим комплектующим (профиль, фурнитура и другие параметры) интервьюер старался выявить предпочтения менеджеров (читай компаний), задавая продавцам уточняющие вопросы: «Какой профиль Вы порекомендуете?», «Посоветуйте, какую фурнитуру лучше установить в моем случае?» и т. д. Таким образом, интервьюер не навязывал какое-либо свое предпочтение, а выявлял те материалы и комплектующие, которые более предпочтительны для той или иной компании.
В итоге мы произвели ценовой срез по трем типовым конструкциям (см. рис. 1), в цену которых входила подоконная планка (профиль), монтаж/демонтаж, доставка и не учитывалась стоимость подоконников, отливов и откосов.
Таинственный покупатель или профессионал-оценщик.
В июле-августе месяце 2010 г., используя метод «таинственного покупателя», сотрудниками редакции и ряда независимых экспертов, были опрошены все компании, которые попали в нашу выборку. В ходе диалога перед интервьюером ставилась задача узнать стоимость трех конструкций с обязательным условием – стеклопакет 1-камерный с низкоэмиссионным стеклом. В процессе разговора необходимо было выяснить:
- профильный бренд;
- профильная подсистема;
- марка фурнитуры;
- производитель стекла;
- гарантийный срок службы конструкции в целом;
- срок изготовления;
- сумма предоплаты;
- предоставление кредита на покупку изделия;
- цену на три типовых конструкции.
На втором этапе интервьюер должен был оценить саму компанию, выявить в отделах продаж их сильные и слабые стороны по определенным параметрам, на которых мы остановимся более подробно во второй части нашего аудита.
Результаты опроса объединены в сводную таблицу №1. Хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что ряд неточностей, которые могут быть в таблице, относится скорее к компетентности продавцов, в чем не один раз приходилось убедится. Также справедливости ради стоит отметить, что данные по представленности профильных систем, производителей фурнитуры и др. показателей в областном разрезе могут иметь большую долю статистической погрешности, поэтому нами было принято решение по отдельности не анализировать области, а сделать общий анализ западной части Украины.
Авторский коллектив проекта:
Михаил Орленко
Сергей Кожевников
Елена Кожевникова
Вадим Козловский
Дарина Скрипник