Для начала – цитата из «Википедии»: «Ма́рке́тинг (от англ. Marketing – в буквальном переводе означает «действие на рынке», «рыночную деятельность») – это организационная функция и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления продукта или услуги. В широком смысле задачи маркетинга состоят в определении и удовлетворении человеческих и общественных потребностей».
«В широком-то да», наверняка подумали многие, а вот в «узком» благородное, казалось бы, дело, чуть ли не стало синонимом таких нелицеприятных слов, как обман, втюхивание ненужного, украшательство etc. Кто не сталкивался (да чего греха таить — и не поддавался на уговоры) с такими «необходимыми» вещами, как «средство для очистки плитки и раковин с минералами Мертвого моря» (WTF?), «агрессивный рисунок протектора» подошвы городских туфель (зачем эта агрессия?), «закачка газа в шины» (вы подумайте — ведь в «Формуле-1» тоже качают!) и прочая и прочая... Человеку, пошедшему на поводу у таких маркетинговых изысков, остается лишь радоваться за здоровье своих раковин, гадать, где именно на улицах осеннего Киева расположены ледники и морены, и почему в зеркале его «гольфа», тянущегося в пробке, отражается не Микка Хаккинен... Неудивительно, что и многие безусловно нужные и важные идеи пали жертвой справедливой, в общем-то, борьбы обывателя с «маркетингом» в худших его проявлениях. И одна из них, уже непосредственно относящаяся к профилю журнала WT — тоже «закачка газа». Не в шины, конечно, а в ... стеклопакеты.
Недавно, в шоуруме одной оконной компании, заказывая окна на «свой» объект, я вновь (это случилось не впервые) стал свидетелем борьбы, так сказать, «разумного человека» с «вашим дурацким маркетингом», а именно, с попыткой милой девушки-консультанта «впарить» (а прозвучал именно такой термин) стеклопакет, заполненный аргоном. Заказчик, суровый мужчина, точно знал: «аргон – это маркетинг, он ничего не дает, все это изобрели пару лет назад, чтобы брать ни за что деньги», мало того — «он все равно через год выветрится, цветы за ним не растут», да и вообще: «это также бесполезно, как газ в шинах формулы». «Хватит на нашей стране эксперименты ставить, в Европе б за такое не погладили по головке...» – разорялся нервный клиент.
«А ведь он неправ, – подумал я, – газ в шинах «Формулы-1» как раз нужен». Азот, которым заполняют шины болидов не поддерживает горение и взрыв, и, как минимум, не дает окисляться дискам, которые стоят десятки тысяч евро и т.д. Но «Формула-1» – спорт космический, там важны все эти миллисекунды и нанограммы, а вот нужен ли также он в шинах городских малолитражек? Конечно, нет. А что же с аргоном? Да, несомненно, он нужен в стеклопакетах на Международной Космической Станции, на станции «Восток» в Антарктиде или в альпинистской хижине Монте-Роза в сердце Альп... Но в быту? В Киеве? Львове? Одессе? Иными словами, стоит ли овчинка выделки, а газонаполненный стеклопакет удорожания? Попробуем разобраться, а заодно спасти растерявшуюся от аргументов клиента девушку, которая от стыда за свой «обман» не знала, куда девать глаза.
Аргон, вопреки уверенности покупателя – вовсе не «маркетинговый ход, который изобрели пару лет назад». Такому утверждению немало удивился бы английский физик Рэлей, аристократ и фундаментальный ученый, открывший аргон в 1894 году, а в 1904 получивший за это открытие Нобелевскую премию. Рэлей и его коллега Рамзай были немало удивлены свойствами нового элемента периодической таблицы. Вернее – их отсутствием! Чем же аргон такой «особенный»? Его «особенность» зашифрована Рэлеем в самом имени «аргон» (от др.-греч. Ἀργός – медленный, ленивый, неактивный). Название элемента было призвано подчеркнуть его важнейшее свойство – химическую неактивность. Как и «братья по несчастью» – криптон, ксенон и другие инертные (благородные) газы, аргон практически не вступает в химические соединения с другими элементами, в том числе и с металлами. Напомню, любое энергосберегающее или солнцезащитное покрытие от первых «проб пера» конца прошлого века до сверхсовременных SILVERSTAR ZERO и SILVERSTAR SUNSTOP от Glas Trösch – не что иное, как кропотливо выстроенная на пути холода или солнца «стена» из оксидов различных металлов, преимущественно серебра. Вспомните, как выглядит банальная серебряная цепочка или монета при контакте с менее инертными газами и средами, даже с обычным воздухом. Она чернеет! Конечно, можно почистить ее картофельным соком (по совету бабушки), но навряд ли даже самая ловкая бабушка проберется в середину герметичного стеклопакета. То есть, аргон в современном пакете играет роль «чистильщика столового серебра» – была такая должность во времена сэра Рэлея. Тоже касается и алюминиевых дистанционных рамок. Доказано, что срок «жизни» энергосберегающего покрытия (а значит, и срок качественной «работы» стеклопакета – этой важнейшей части окна) напрямую (до 40% дольше) зависит от наполнения инертным газом.
Аргон – не только инертный, но и гораздо более «теплый» газ-наполнитель, чем обычный атмосферный воздух, что признано не только в Западной Европе, но и в куда более инертной Украине – в первой климатической зоне, согласно ДБН минимально допустимым для установки в жилые помещения является двухкамерный стеклопакет толщиной 40 мм, с энергосберегающим покрытием стекла, обе камеры которого заполнены аргоном. Уберите «ненужный» аргон — и «точно такой же» пакет уже не будет соответствовать ДБН – ведь его теплофизические характеристики «просядут» на 10-12 и даже 15%!
Чем еще может удивить нас «маркетинговый ход»? Звукоизоляцией – заполнение стеклопакета аргоном на 1-2 Дцб снижает уровень доносящегося с улиц шума, этого бича современных городов.
У аргона и других инертных газов (недаром их второе название – «благородные») полностью отсутствуют цвет и запах, он никак не влияет на уровень пропускания ультрафиолета, а значит, цветы и их хозяева в безопасности.
Он не «выветривается через полгода» – по тем же ДБН утечка аргона не может превышать более 1% в год, а значит, концентрация газа в камере стеклопакета составит более 50% даже через 40 лет эксплуатации. И это не пустые строки «формуляров» – группа компаний Glas Trösch выкупала у своих европейских клиентов «первые ласточки» – газонаполненные стеклопакеты производства 80-90-х годов прошлого века, и содержание аргона в них полностью соответствовало расчетному. Скептики скажут, мол, тут ключевое слово «европейских», и будут посрамлены, ведь на заводах Glas Trösch в Украине, Швейцарии, Германии принята одинаковая – истинно швейцарская – система контроля качества. Покупатель стеклопакета в Полтаве, Киеве, Меммингеме, Бюцбурге может быть уверен – отличий нет, пакеты, как говаривал булгаковский Воланд, «первой свежести».
Перечень преимуществ аргона в качестве заполнителя межстекольного пространства поражает. Это вовсе не «фотофиниш болида», не миллисекунды и нанограммы. Плюс 40%, плюс 15%, минус 2 децибелла... Такое не может стоить дешево. Не может – но стоит. В среднем, наполнение стеклопакета аргоном ведет к его удорожанию на 5 (!) %. Минус (в кошельке) 5%, плюс (в окне) 15%, 40% – эта простейшая арифметика говорит сама за себя.
Аргоновые «братья по несчастью», кстати, тоже не пасут задних... Если для «обычных» пакетов с 12-14-16 мм дистанционными рамками экономически оправдано использование аргона, для «ультралайт-пакетов» (с междустекольным пространством 8-10 мм) специалисты Glas Trösch рекомендуют криптон – еще один благородный газ, с еще лучшими теплоизоляционными характеристиками (однако, неоправданно дорогими при нормальной толщине стеклопакета).
Ну и последний, неотразимый аргумент. Да, Украина сейчас – площадка агрессивного маркетинга. Ни в одном городе Европы или США вы не увидите таких мегатонн билбордов, ситилайтов, лайтбоксов. Реклама, например, лекарств в развитом мире запрещена, а в США они продаются только по рецепту в максимально обезличенной упаковке. Но, при всем при этом – в Западной Европе заполненные воздухом стеклопакеты не производятся уже 15 лет.
Просвещенный клиент тут же попросил у повеселевшей девушки-консультанта аргона (да побольше!), заказ ушел в работу, в Украине стало на пару современных окон больше. А нам остается только постараться «смотреть глубже», ведь среди достойных всяческого осуждения, переполнивших украинское информационное (и торговое) поле эпидемий кори, пчел-убийц, газовых шин и минералов Мертвого моря для очистки раковин, наверняка скрываются нужные, важные, простые и проверенные временем решения, идеи и материалы – как такой простой и непростой газ – аргон.
Иван Пономаренко
Архитектор