Не ешьте вздутые консервы!

Поговорим об... альпинизме. Казалось бы, какое отношение имеет этот вид спорта к стеклу или окнам? Речь, очевидно, пойдет, о горных приютах или спасательных станциях? Да уж, хмыкнув, подумает неспециалист — тоже мне, тема для статьи в профильном журнале. Какое имеют значение для отрасли (особенно в Украине с ее преимущественно равнинным рельефом) два-три окна в хижине под Говерлой? Альпинисты-туристы? Тоже мне — целевая аудитория... Как-нибудь перебьются, в крайнем случае — полиэтиленовой пленкой и обойными гвоздями обойдутся, великое дело....

 

ne eshte vzdutye konservy 1Оставив в стороне дискуссии о нужности и  важности горноприкладных видов спорта (кстати, составляющих львиные доли бюджетов всяческих Австрий и Словений) остановимся на одной смешной альпинистской истории, почти анекдоте, которую автор статьи наблюдал собственными глазами. Дело было на склонах Эльбруса, высшей точки Европы. Одна девушка-новичок, будучи впервые в горах, делила палатку не с голубоглазыми красавцами-инструкторами, а с упаковками круп, приправ, консервами и т.д. — продзапасом всей группы из пятнадцати человек. На беду остальных участников похода, девушка оказалась еще и будущим санитарным врачом. Почему «на беду»?

ne eshte vzdutye konservy 2      
ne eshte vzdutye konservy 3  
ne eshte vzdutye konservy 4  

Да просто в первый же день, вернувшись из акклиматизационного выхода, группа здоровых голодных ребят обнаружила горько плачущую девчонку (она оставалась в лагере готовить еду) над горой вскрытых консервных банок. «Ребята, ничего не готово!» —  доложила незадачливый повар — «они все испорчены! Шпроты, тушенка, все! Все банки вздулись!» Бывалые альпинисты вздохнули, может, что-то и сказали (про себя, ведь они, к тому же, были джентльмены), и, к ужасу будущего врача, начали с аппетитом  поглощать «испорченную» снедь. Ларчик открывался просто — вздутие консервных банок, «на равнине» считающееся несомненным признаком порчи содержимого, в горах — естественный процесс, доставляющий, разве что, интересные ощущения при неосторожном открывании. Банка — герметично закупоренный объем, и, естественно, давление в ней уравнено с атмосферным давлением в месте производства. В случае с рыбными, например, консервами, зачастую это практически высота... уровня моря. А «пользоваться изделием» приходится на высоте 3-4-5, а то и 8 тысяч метров над уровнем моря — отсюда и испуг девушки-повара.
Опыты показывают, что нормальное атмосферное давление на уровне моря составляет приблизительно 101,3 кПа. Но с каждым километром подъема вверх давление уменьшается приблизительно на 12 кПа — то есть, на вершине Говерлы давление в банке (читай, герметичном объеме) будет выше атмосферного на 24 кПа, а на вершине Эльбруса — и на все 70 кПа, и составит практически 1,7 «атмосферы» — сравнимо с автомобильной покрышкой.

Причем здесь консервы — спросит читатель!? Как пел известный бард (и альпинист) Юрий Визбор: «Вот тут, как раз, и начинается кино...» — то есть, стекло. Ведь что такое стеклопакет, как не своеобразная «консервная банка» — наполненный воздухом или инертным газом герметичный объем? Законы физики не отменишь маркетингом или рекламными проспектами — стеклопакеты, доставленные из Одессы (20-50 м над уровнем моря), например, в грузинский горнолыжный курорт Гудаури (2100 -2300 м над уровнем моря) имеют все шансы быть отвергнутыми заказчиком или архитектором будущей гостиницы или ресторана, причем абсолютно справедливо. Кому понравятся «панорамные окна, идеально отражающие закаты над Казбеком», на поверку составленные из маловразумительных «пузырей»? Тот же эффект — чрезмерное линзование, пусть и в меньшей степени, возможен и в наших родных Карпатах — скажем, известный курорт Драгобрат,  «недотягивает» до высоты Гудаури на какую-то сотню-другую метров.
Мелочь? Эстетизм? Оставив в стороне эстетику, обернемся к механике и сопромату — «мирный стеклопакет» в этом случае придется рассматривать, как предварительно напряженную конструкцию, со всеми вытекающими. Погода в горах меняется мгновенно, скачки давления и температуры в разы превышают «равнинные». И «натянутое» подобно мыльному пузырю стекло вовсе не добавляет пакету прочности — известны случаи саморазрушения целых фасадов.
К счастью, специалисты группы компаний Glas Trösch,  компании — европейского гранда, не забывают и о своей «малой родине» — Швейцарии, стране сверхнадежных банков, сверхточных часов и, конечно же — гор.
ne eshte vzdutye konservy 5Среди десятков высокогорных объектов компании особняком стоит одна из «визитных карточек» — Хижина Монте Роза (Monte-Rosa-Hutte), расположенная у одноименного ледника в окрестностях Церматта (Швейцария) на высоте 2883 м. В светопрозрачных конструкциях «хижины» (на самом деле, это ультрасовременная гостиница для 120 человек) использованы ультрасовременные на момент строительства энергосберегающие и комбинированные стеклопакеты, в том числе и крупноформатные, собранные, естественно, «в долине» но разрушение им не грозит — давление аргона в них путем откачки было уравнено с атмосферным на высоте эксплуатации еще на производстве — то есть, изначально пакеты имели определенный «обратный прогиб», который «превратился» в идеально ровную поверхность после доставки в горы. Монте-Роза — вовсе не рекламный проект или демонстратор технологий. С таким же тщанием в «Глас Трёш» подходят к десяткам и сотням других объектов — от украинских Карпат до грузинского Кавказа или казахского Памира.
Но кроме такого очевидного форс-мажора, как разница в высотах между местом производства и эксплуатации стеклопакетов, есть и неочевидные — своеобразные «подводные камни», о которые разбиваются усилия многих недальновидных производителей и поставщиков. Простейший пример, поставка пакетов, скажем, в грузинский Батуми, из, например, украинского Харькова. Да, высоты производства и эксплуатации разнятся всего лишь на сотню метров — но в пути стеклопакеты преодолеют, помимо тысячи километров по горизонтали, еще и Крестовый перевал — а это 2400 метров над уровнем моря. Что говорить о поставках в Казахстан, где высоты перевалов шагают за отметку 3000! Представьте возможный результат усилий производителей, поставщиков, заказчиков — разгерметизацию, деформацию, россыпь осколков!
Возможно, но не с продукцией Glas Trösch. Инженеры компании, заранее предполагающие такой эффект, разработали особые клапана, монтируемые в отверстия для заполнения МСП газом, сбрасывающие излишек давления при прохождении «экстремумов», и восстанавливающие его до нормального на высоте эксплуатации. Эти клапана устанавливаются по умолчанию во все стеклопакеты, которым предстоит испытать перепады атмосферного давления во время доставки заказчикам. Такие инновации позволяют исключить линзование, напряжение конструкции, и, тем более, разрушение стеклопакетов.
Все заказчики — от приморских Одессы, Батуми, Абу-Даби до горных Яремчи, Гудаури, Церматта могут быть уверены — знаменитое швейцарское качество и контроль — не просто рекламный ход или наклейка на стеклопакете, а жизненное кредо и проверенная десятилетиями стратегия группы компаний Glas Trösch, стратегия, имя которой не «Внимание к мелочам!», а «Отсутствие мелочей!».

Автор
Иван Пономаренко

архитектор

 

Другие статьи на эту тему

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку: