Мы всегда говорим о том, что открытие стекла как материала подарило человечеству возможность получать в жилые помещения свет, при этом не выпускать из помещения тепло. Однако в ряде случаев современная архитектура, техника и другие предметы нуждаются в непрозрачном стекле. В этом есть несколько причин.
В далеком 1921 году немецкий архитектор Людвиг Ван дер Роэ стал автором первого в мире проекта полностью стеклянного высотного здания.
Увеличение площади остекления в офисных центрах благоприятно влияют на работоспособность сотрудников, за счет значительного улучшения естественного освещения и за счет «близости к природе», так как границы между офисным помещением и природой за окном практически стираются.
Однако при применении цельностеклянных стен и остеклении «от пола до потолка» мы сталкиваемся с проблемой закрытия межэтажных перекрытий, подвесных потолков и других инженерных элементов. Идеальным решением для таких вопросов является применение непрозрачного окрашенного стекла – эмалит.
Эмалит представляет собой стекло, на которое нанесен методом выжигания слой керамической краски с целью сделать стекло непрозрачным. Стекло эмалит отличается высокой степенью устойчивости к воздействию ультрафиолетовых лучей, как следствие сохранение яркости цвета на протяжении всего периода эксплуатации. Устойчивость обеспечивается прежде всего применением керамической краски.
Керамические краски изготавливаются на основе минеральных веществ, в качестве пигментов выступают оксиды никеля, марганца и другие неорганические соединения.
Производители керамических красок предлагают очень широкий спектр цветов, на сегодня может быть изготовлен практически любой цвет по международной системе соответствия цветов RAL. Это открывает для архитекторов и дизайнеров невероятные возможности.
Для компаний, которые будут эксплуатировать будущие здания и сооружения – это существенная экономия, так как фасад с использованием стекла эмалит не требует периодической перекраски, он нуждается только в периодической очистке.
Керамическая краска отличается высокой эластичностью, что позволяет ей не трескаться в процессе эксплуатации, не отслаиваться в процессе усадки и вибраций. Также стоит отметить тот факт, что стекло эмалит является негорючим материалом, что обеспечивает его широкое применение как на фасадах зданий, так и при финальной отделке стен в интерьере зданий, в том числе и лестничных маршей.
Керамическая краска наносится на стекло на специализированных линях керамической покраски методом валковой покраски, либо путем применения шелкотрафаретной печати. И в первом и во втором случае после происходит процесс сушки уже окрашенного стекла при температуре 130-140 градусов. После процесса сушки стекло в горизонтальном положении на специальных мобильных стеллажах перемещается на участок закалки стекла.
На этом этапе происходит закалка стекла. Данный процесс представляет из себя равномерный разогрев стекла до температуры 620-660 градусов в специальной печи. В процессе закалки стекла печь может потреблять около 1 МВт электроэнергии.
Для того чтобы флоат стекло после процесса закалки незначительно утратило свои характеристики по такому показателю как плоскостность, в камере нагрева стекло постоянно перемещается по керамическим валам.
После истечения цикла нагрева, время которого может варьироваться от 120 до 400 секунд и зависит от типа закаливаемого стекла, стекло перемещается в зону охлаждения. На этом этапе происходит процесс закалки стекла путем его резкого охлаждения до комнатной температуры путем обдува большим потоком воздуха.
После процесса закалки керамическая краска впекается в стекло, и ее уже невозможно повредить механическим способом. Стоит отметить, процесс закалки стекла является обязательным для любого окрашенного стекла, которое будет применять в экстерьере. Это требуется для того, чтобы снизить риск разрушения окрашенного стекла на фасаде здания в следствие «термошока».
Третьим этапом является так называемый HST-тест, уже окрашенное и закаленное стекло эмалит помещают в специальную камеру, где нагревают до температуры от 280 до 320 градусов и держат в HST камере 4 либо 8 часов. Как результат стекло, которое имеет в себе скрытые дефекты разрушится в процессе проведения теста.
Проведение HST-теста позволяет значительно снизить затраты монтажных компаний, так как разрушение стекла уже на фасаде может требовать значительных финансовых затрат. В некоторых случаях, особенно на зданиях, которые расположены в центре крупных городов, даже сам факт проведения работ по замене стеклопакета требует дополнительных разрешений от местных администраций, перекрытия дорог и т.д.
Следует отдельно отметить тот факт, что в Германии, согласно Строительных норм, на фасадах зданий допускается применение стекла эмалит только после его прохождения HST-теста.
В арсенале оборудования компании Глас Трёш присутствуют как станки валковой покраски стекла, так и шелкотрафаретные машины. Такой широкий парк оборудования позволяет изготавливать большие объемы окрашенного стекла эмалит в оптимальные сроки.
Это является крайне важным фактором, особенно при остеклении алюминиевых фасадов высотных зданий. Наличие шелкотрафаретной машины, в свою очередь, позволяет реализовывать самые смелые проекты архитекторов и дизайнеров. Остановимся подробнее на возможностях шелкотрафаретной печати, или как её еще называют шелкографии.
Первые шелкотрафареты применялись еще до Рождества Христова жителями Месопотамии и Финикии. С помощью специальных матриц, удерживающих краску, рисунок переносился на предмет. Сегодня шелкография – это не только декоративный, но и функциональный элемент современной архитектуры.
Благодаря шелкографии на стекле мы можем ограничивать солнечное воздействие на отдельные помещения, обозначать визуальные границы здания, снижать риск столкновения птиц со стеклом и просто улучшать эстетическое восприятие отдельных зданий.
Сам механизм печати реализуется с помощью трафарета, который в свою очередь представляет собой мелкоячеистую сетку, часть которой может пропускать краску (пробельные элементы) на расположенное ниже стекло, а часть площади краску не пропускает. Для изготовления сетки используются моноволокна сетки частотой 4-400 нитей на см2 и толщиной приблизительно 40-500 мкм.
Изготовление трафарета позволяет нам наносить один цвет, либо несколько цветов краски на стекло заданных размеров с определенным орнаментом, в высоком качестве и практически со 100% повторяемостью заданного рисунка. Это экономически выгодно при изготовлении крупных серий изделий.
Хороший пример это нанесение шелкографии на лобовые автомобильные стекла. Так как размер лобового стекла в определенной модели автомобиля не изменяется, один раз изготавливается трафарет и стекло окрашивается методом шелкографии многочисленное количество раз. Стекло с шелкографией широко востребовано в автомобильном, железнодорожном и авиа транспорте.
Также, если посетить крупный супермаркет, то в холодильном оборудовании вы сможете обнаружить много примеров использования шелкографии на стекле. Шелкография позволяет инженерам-конструкторам «спрятать за ширмой» часть механизмов и соединительных элементов, при этом сохранив с наружной стороны зрительно эстетический элемент из стекла. Стекло эмалит может также применяться в интерьерных решениях.
Стойкое к механическим повреждениям керамическая краска позволяет применять стекло эмалит в остеклении стен на кухнях. Такие вещества как соки фруктов и ягод, красное вино, чай и кофе с легкостью удаляются с поверхности.
Применение стекла эмалит в качестве остекления стен в лобби отелей, аэропортах, вокзалах, станций метро и других общественных зданий позволяет существенно сэкономить финансовые средства на их очистке и обслуживании.
Данным фактором также объясняется широкое применения стекла эмалит при монтаже перегородок в санузлах, душевых в спортивных заведениях, бассейнах и т.д. Прекрасным примером применения шелкографии является открытая в 2016 станция метро Граф-Адольф-Плац (Graf-Adolf-Platz)в г. Дюссельдорф.
В ходе реализации данного проекта компания Глас Трёш изготовила 1000 кв.метров безопасного закаленного стекла эмалит для остекления стен. Отличительной особенностью данного проекта является дизайн, который был разработан и реализован художником Мануэлем Франке непосредственно во время изготовления стекла эмалит.
Фактически мы получили произведение искусства, которым могут любоваться пользователи метрополитена г. Дюссельдорф, при этом картина нанесена на безопасный холст, она не выгорает под воздействием солнечных лучей, и за ней очень легко следить и обслуживать.
Целью применения окрашенного стекла в экстерьере является желание архитекторов скрыть части конструкции здания, которые могут негативно влиять на эстетическое восприятия здания с внешней стороны.
В ходе достижения данной цели, с помощью окрашенного стекла эмалит, мы можем получитькак эффект визуального согласования фасада, так и эффект контраста непрозрачных элементов со светопрозрачными частями фасада.
Рассмотрим вариант, когда стекло эмалит используется для достижения эффекта «цельностеклянной стены» или эффекта визуального согласования при остеклении высотных зданий. Основной проблемой являются межэтажные перекрытия, которые необходимо закрывать. С помощью применения стекла эмалит у архитекторов есть несколько вариантов как закрыть их от внешнего вида и в то же время вписать в общий облик здания.
Первый вариант – это добиться эффекта визуального согласия. Для выполнения данной задачи в качестве наружного стекла в стеклопакете с эмалитом применяется идентичный тип стекла, что и на всем фасаде данного здания.
В качестве выбора самого цвета эмалита, как правило, специалисты останавливают свой выбор на нейтрально серой краске RAL 7031. Также стоит отметить, что чем выше зеркальность у внешнего стекла, тем менее заметен будет переход от светопрозрачных стеклопакетов к стеклопакетам с применением стекла эмалит.
В случае применения стекла эмалит на фасадах зданий мы рекомендуем использовать одну толщину стекла, которое окрашивается. Использование в одном проекте одного цвета керамической краски на разных толщинах стекла может привести к заметным для внешнего наблюдателя отличием в цвете.
Мы также рекомендуем чтобы все другие стекла в стеклопакете с применением стекла эмалит прошли процесс закалки либо термоупрочнения.При сборке стеклопакета со стеклом эмалит, мы рекомендуем слой керамической краски устанавливать в позицию #4 либо #3.
Также возможно использование стекла эмалит в моноостеклении, при этом мы рекомендуем слой керамической краски располагать в позиции #2. Как правило, если мы говорим об использовании стекла эмалит в моноостеклении с внутренней стороны к нему монтируется либо приклеивается слой утеплителя.
Если говорить об эффекте контраста, то очень показателен пример остекления здания Медицинского Центра в г. Бохум (BMZ – BioMedizinZentrum, Bochum). В ходе выполнения данного проекта компания Глас Трёш в 2007году поставила около 2000 кв.метров стеклопакетов, изготовленных с применением непрозрачного стекла эмалит. Гамма цветов, которые были применены в данном проекте насчитывает более 30.
Приэтом примечательно, что в данном здании площадь непрозрачного остекления превышает его прозрачную часть, что связанное с медицинским предназначением здания. Тем не менее, за счет применения такого большого количества разных ярких контрастных цветов здание получило внешнюю легкость и гармонию.
Стекло является уникальным материалом, и важнейшим помощником архитектора на пути достижения целей гармонии и эстетики в архитектурных формах. Стекло может быть прочным, полезным и красивым, тем самым полностью отвечать основным принципам древнеримского архитектора Марка Витрувия.
Если для вас также важны данные принципы, и вы прилагаете усилия к тому, чтобы результатвашей работы был не только надежным, полезным, но и красивым: Добро Пожаловать в компанию Глас Трёш!