Отраслевой центр О.К.Н.А. Маркетинг и портал об окнах ОКНА МЕДИА подвели итоги на рынке пластиковых окон России за первое полугодие 2011 года. Так, по итогам первых 6 месяцев рынок окон вырос в среднем на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Отметим, что рост рынка в 1 квартале 2011 года был лучше и составил 10%, чем в 2010 году. Вследствие того, что рынок тогда только начал выходить из кризиса. Ситуация во 2 квартале 2011 года оказалась хуже, чем в 2010 году из-за факторов, которые будут описаны далее.
Начнем с сегмента частного потребителя, который занимает преобладающую долю на рынке пластиковых окон.
Максимальное влияние на покупательскую способность в этом сегменте оказывает состояние экономики и ее стабильность.
Так, ВВП РФ за первые 5 месяцев текущего года вырос на 3,9% (данные за первое полугодие 2010 года - 4,1%) а, промпроизводство выросло за первые 5 месяцев на 5,2%, что говорит о средних темпах роста экономики сопоставимых с прошлым годом.
Все это происходит благодаря высоким ценам на нефть, которые находятся на уровне 100-110$ за баррель. Бюджет России наполняется доходами, есть из чего производить социальные и другие выплаты и претворять в жизнь различные социальные программы. Уровень безработицы в июне 2011 года находится на низком уровне – 7,1% от экономически активного населения, что соотвествует уровню 2006 года.
Хотя рост доходов населения замедлился на фоне высоких инфляционных показателей за первые 5 месяцев - 4,8% и снизился на 3,7% согласно данным Росстата. Но не менее важным показателем в данном случае выступает покупательская спобность населения, которая за первые 5 месяцев выросла на 5,2% (3,4% рост за аналогичный период 2010 года). Рост сектора розничного кредитования на 10% за первое полугодие способствует росту расходов населения.
По итогам 2010 года рынок остеклен новыми энергосберегающими окнами на 36%, точка насыщения не достигнута. Говорить о коррекции по сравнению с прошлым годом тоже рано. В 2010 году по объему рынок не достиг уровня 2008 года.
Остается последний фактор - погода. Вспомним пресловутую погоду и лето 2010 года. Гарь и задымление, которые привели к увеличению смертности во многих регионах России в 5 раз. Наибольшие показатели смертности были зафиксированы Минздравсоцразвития летом 2010 году в Саратовской области, в Волгоградской области, в Липецкой, в Воронежской и в Москве.
Чтобы спастись от летнего зноя и гари люди раскупали кондиционеры, которых просто не хватало. Цены на этот предмет первой необходимости в тот момент выросли в разы. Но тем не менее спрос на них так и остался неудовлетворенным.
В итоге с наступлением нового 2011 года, в памяти людей еще остались свежи воспоминания «ядерного лета». И уже с февраля месяца по данным продавцов кондиционеров, спрос на кондиционеры увеличился в разы. С приближением каждого летнего месяца спрос на системы кондиционирования все увеличивался.
Высокий спрос на окна, характерный для весенне-летнего периода, переместился в другой сегмент – кондиционеры. Покупатели подумали, что лучше пока отложить покупку окон, а вместо них поставить себе кондиционеры. Тем болеее, что Постановление Правительства Москвы №18, отменяющее необходимость узаконивать установку кондиционеров от 9 апреля 2011 года, еще более подтолкнуло людей к этой покупке.
Понятно, что в среднем стоимость кондиционера на 1 помещение с установкой обойдется около 30 тыс. рублей, что вполне сопоставимо с покупкой окон.
Проведем параллель с 2006 годом, когда аномально холодная зима держалась в течение месяца на территории России. Фактор холода стал ключевым и заставил людей сразу после отступления морозов заняться вопросом установки энергосберегающих окон. Рост рынка пластиковых окон в тот год составил 47%, до этого оконный рынок прирастал в среднем на 30%. Дополнительные 17% на фоне позитивных тенденций в экономике на тот момент дала оконному рынку холодная погода. Вспомним дефицит комплектующих на окна и сроки на изготовление окон по 30-45 дней.
По оценке О.К.Н.А. Маркетинг тоже самое сейчас происходит на рынке кондиционеров, а спрос на окна из-за этого потерял около 10% роста. Спрос на окна временно переместился на покупку кондиционеров.
Строительный сегмент - не занимает преобладающей доли на рынке, но оказывает влияние в целом на рынок.
Строительство находится в плачевном состоянии, так и не оправившись от кризиса 2008 года. Банки предпочитают не кредитовать строительные компании из-за высоких рисков невозврата денег. Потребители стараются приобретать жилье на высокой стадии готовности. И получается порочный круг. Отток инвестиций продолжается в 2011 году. Страх перед выборами оказывает влияние на инвестиционную привлекательность. К тому же напряженность в мировой экономике вносит свою лепту в отток инвестиций.
По данным Росстата, ввод жилья в январе–апреле 2011 года сократился в среднем по стране на 6,7% по сравнению с тем же периодом прошлого года. При этом в 25 регионах страны текущий спад в жилищном строительстве превышает 20%. Так, ввод общей площади жилых домов в Центральном и Северо-Западном федеральных округах снизился на 20% и на 20,5% соответственно. Среди рекордсменов спада по жилищному строительству в этом году оказались Москва (–45,8%), Ставропольский край (–42%), Ленинградская и Тульская области (–37%). В Московской области ввод жилья за первые четыре месяца 2011 года упал на 27%.
Сегмент капитальных ремонтов не оказывает существенного влияния на рынок окон вследствие его небольшой доли.
В итоге ситуацию на рынке окон может поправить 3-й и 4-й квартал 2011 года, когда люди смгогут убедиться, что повторения прошлогоднего сценария не будет. И потребность в кондиционерах не станет столь актуальной. На развитие событий также будет оказывать макроэкономические показатели и стабильность в мировой экономике.
Прогноз на 2011 год по рынку ПВХ-конструкций
Россия, млн.м.кв., рост, %, включая экспорт, 3 сценария развития
Источник: Отраслевой Центр О.К.Н.А. Маркетинг