В этом году в Ньюкасле был закончен крупный проект – жилая башня премиум-класса Hadrian’s Tower. Своим появлением она подняла городскую линию горизонта на отметку 82 м и стала самым высоким зданием Ньюкасла.
Наше внимание проект привлек беспрецедентным фактом – участием в создании фасада здания компаний EVB («Євровікнобуд») и Reynaers Aluminium Ukraine.
Объект расположен в центральной части города, в непосредственной близости к городским достопримечательностям и реке Тайн с ее знаменитыми мостами. Лаконичная свеча в 27 этажей, возвышающаяся над исторической застройкой, – решение, которое было разработано бюро Faulkner Browns Architects.
Предложенное девелопером The High Street Group на рассмотрение властям города и многочисленным историко-культурным охранным советам, оно было одобрено большинством голосов – 66 против 26.
Интересно, что по мнению скептиков, башня может «нанести ущерб значимости некоторых важных для истории города и архитектурной среды зданий и создать ситуацию нежелательного доминирования». Тогда как поддержавшее проект большинство посчитало, что польза для города от такой постройки значительно превышает возможный ущерб.
Получив одобрение своему проекту, архитекторы высказали уверенность в том, что Hadrian’s Tower станет положительной вехой в развитии Ньюкасла, отражающей его амбициозные планы на будущее.
Уровень амбициозности самих авторов проекта, заказчика и застройщика можно оценить по смелости замысла – вписать высотное здание на небольшой участок, на котором ранее размещался склад, с плотной застройкой вокруг него.
Так мы постепенно подошли к главной теме нашей статьи – стеклянному элементному фасаду Hadrian’s Tower, модули которого были изготовлены в Украине и доставлены в Англию. К такому решению застройщика привела ограниченная по квадратуре площадка без возможности работы на строительных лесах и мачтовых подъемниках.
Чтобы преодолеть эту проблему и при этом обеспечить реализацию архитектурной концепции, Tolent приняли решение применить технологию элементного фасада с блоками шириной 1200 мм и высотой в один этаж (3000 мм).
По словам регионального директора Tolent Дэвида Томпсона, «выбор этого метода строительства обеспечил высокое качество отделки, невероятно быструю установку на месте и позволил преодолеть ограничения в доступе к строительной площадке в центре города».
Как именно это происходило, нам рассказали непосредственные участники создания фасада и проектирования Hadrian’s Tower.
Анатолий Чегусов генеральный директор компании EVB («Євровікнобуд») |
Каковы основные отличия Hadrian’s Tower от других проектов вашей компании?
Этот проект отличается многим. В первую очередь, локацией: это наш первый объект в Англии.
Во-вторых, Hadrian’s Tower является самым высоким зданием индустриального, портового города Ньюкасл-апон-Тайн, что на Севере Англии, на границе с Шотландией. То есть это значимый проект не только для нас, но и для города и городских властей.
Третий важный момент – этот объект был остеклен в технологии элементных фасадов, которая подразумевает изготовление и сборку конструкций на производстве, когда готовые оконные блоки везутся на объект и устанавливаются.
Технология широко распространена во всем мире, в Украине – в меньшей степени. На сегодняшний день в Украине единицы подобных объектов. Например, нашей компанией был выполнен один объект в технологии элементных фасадов – здание БЦ Gulliver в Киеве.
Какими условиями чаще всего продиктован выбор в пользу данного вида фасада?
Эта технология применяется по разным причинам. В основном, для высотных зданий. Еще одной причиной может стать плотная застройка.
А также, если стоимость работы монтажников очень высокая и/или важны сроки – она позволяет закрыть периметр здания в кратчайшие сроки, гораздо быстрее, чем стандартный стоечно-ригельный фасад. Соответственно, ускоряется срок сдачи всего объекта в эксплуатацию и есть экономия на строительстве. Хотя в закупке стоимость элементного фасада дороже того же стоечно-ригельного.
Также при применении технологии элементных фасадов легче контролировать качество, чем при сборке непосредственно на монтаже.
Какие еще особенности проекта в Ньюкасле вы могли бы отметить?
Специально под этот объект компанией Reynaers Aluminium были разработаны системы профилей, то есть речь идет об индивидуальном проектировании. Технологический центр компании Reynaers Aluminium в Бельгии разработал профили – сечение, форму, которые соответствовали техническому заданию конкретно этого объекта.
Материалы поставлялись из Европы в Украину, здесь производилась покраска на дочернем предприятии Reynaers Aluminium – «Европейнт». Компания EVB изначально разрабатывала проект, потом занималась резкой и обработкой профилей, сборкой элементов и вклеиванием стеклопакетов и отправляла их в Англию, где уже местная компания отвечала за монтаж.
С чем, на ваш взгляд, было связано решение застройщика производить данные элементы за пределами Англии?
Дело в том, что рынок Англии довольно специфичен. Там очень мало местных компаний, которые в состоянии справиться с такими большими объектами. Все крупные объекты с бюджетом от 10 млн фунтов стерлингов и выше, как правило, выполняются иностранными компаниями-производителями.
И мы, компания EVB, являемся первой украинской компанией, которая вышла на английский рынок при поддержке Reynaers Aluminium UK. Сыграл ли здесь свою роль экономический фактор? Думаю, да. Если бы застройщику не было экономически выгодно, он бы не сотрудничал с зарубежными компаниями.
Как бы вы охарактеризовали разницу в подходах на украинском и британском рынках?
Во-первых, я бы сказал, что англичане лучше готовятся непосредственно к работам. Они все делают заранее, заключают договора за год до начала работы непосредственно на объекте. Также они протоколируют и документируют каждую встречу, все, что когда-либо было сказано, является частью контрактных обязательств – если что-то сказал, должен сделать, нельзя подвести. Англичане все очень точно планируют, и каждая заявленная дата принимается буквально, а не ориентировочно.
Со своей стороны они тоже выполняют все договоренности – это большой плюс. Отличие от нашего рынка еще и в том, что все, что мы там делаем, мы делаем за свой счет: финансируем закупку материалов, производство, монтаж, доставку, не получая при этом от заказчика каких-то авансов. Это касается не только нас – так устроен весь рынок.
Только по прошествии нескольких месяцев заказчик рассчитывается за выполненные и принятые работы. То есть для того, чтобы работать на рынке Англии, необходим собственный капитал. В этом заключается принципиальная разница. И количество объектов, которые ты можешь там вести, прямо пропорционально капиталу твоей компании.
Вам бы хотелось, чтобы что-то из вышеперечисленного появилось в рыночных взаимоотношениях в Украине?
Наверное, да. Подобная система взаимоотношений дисциплинирует рынок. Компании с авантюрным или, я бы даже сказал, «аферистическим» подходом – те, которые пытаются набрать как можно больше объектов, не понимая, как будут выполнять взятые на себя обязательства, – не смогут выжить и удержаться при таких условиях. В английской системе такая ситуация в принципе невозможна: если ты не тянешь по деньгам или другим ресурсам, тебе нет места на рынке.
Сейчас, когда в портфолио EVB есть Hadrian’s Tower, я могу посоветовать компаниям, которые хотят попробовать себя на таком рынке как Великобритания, не изобретать свой уникальный путь, а объединяться и пользоваться наработанным опытом.
Сергей Стародуб старший инженер-конструктор компании «Рейнарс Алюминиум», Украина |
Разработку фасада Hadrian’s Tower начинали делать в проектном отделе Reynaers Aluminium в Польше, вплоть до этапа коммерческих предложений. Когда украинская компания EVB подписала контракт с английским инвестором на изготовление фасадов, наши польские коллеги передали нам чертежи и дальше проектом занимались мы. В частности, мы готовили документацию для тестов, так как речь шла об элементном фасаде, но с нестандартным решением, с выступающими декоративными элементами. Тестирование проводилось в Технологическом центре Reynaers Aluminium в Бельгии, я присутствовал на тестах.
В качестве независимого наблюдателя заказчик пригласил английскую компанию WINTECH, так как нормы Великобритании отличаются даже от европейских. Для тестов изготавливалась фасадная стена в 2 этажа, тестировалось то, как фасад реагирует на ветровое давление – в проекте был заявлен высокий показатель в 3000 Па. Затем проводились испытания с водой, светом, impact-тесты – столкновение с мягким и твердым телом.
Результаты всех тестов фиксировались в автоматическом режиме, а представитель WINTECH параллельно контролировал все процессы «вручную»: проверял фасад на протекание в собранном и разобранном виде, смотрел одну из панелей в разрезе и сверял ее с проектными чертежами и т.д.
После утверждения с заказчиком мы занимались разработкой для EVB каталога по изготовлению данной индивидуальной системы. Также мы делали на своем производстве мокап в два этажа, и к нам приезжали из Англии архитекторы Hadrian’s Tower, чтобы посмотреть, как фасад будет выглядеть вживую.
Система CW65-SG/EF, на основе которой было изготовлено данное bespoke-решение, позволяет закрывать оболочку здания достаточно быстро, так как 95% работы выполняется на производстве. Элементы готовой стеклянной стены доставляются на объект и там монтируются. Таким образом можно начинать остекление и проводить внутренние ремонтные работы, когда верхние этажи еще находятся на стадии возведения перекрытий.
Если это, например, офисный центр, то он может быть частично запущен на готовых этажах, существует такая практика. В данном проекте, помимо прочего, применение элементного фасада было обусловлено тем, что в Англии очень четко регламентируется все, что связано со строительством в городской среде – под ваш объект в фиксированном временном коридоре вносятся изменения в дорожное движение.
Благодаря готовым элементам, монтаж занимает немного времени и снаружи никаких работ потом не производится. Строительных лесов как таковых нет – все делается изнутри здания. Двумя этажами выше ставятся мини-краны, которые поднимают и устанавливают фасадные элементы на кронштейны.
То есть задействуется не большой кран, как обычно, а компактные подъемники, работающие внутри здания. За один рабочий день две бригады могут установить 50-60 элементов. Заграницей фасадное остекление в данной системе выполняется очень часто. В особенности офисные здания, жилые – в меньшей степени, но и в жилом строительстве такая практика в последнее время набирает обороты. У Reynaers Aluminium много подобных объектов в Польше, в Англии.
Например, для одного из английских проектов с элементным фасадом изготавливался огромный блок, с окнами, с раздвижными системами, привозился на объект и монтировался на месте. В Украине таких проектов мало, потому что базовая система стоит дороже, а рабочая сила, аренда офисов – дешевле, чем в Европе или Англии. В качестве примера украинских объектов с элементным фасадом в стандартном решении, выполненных Reynaers Aluminium, можно назвать клинику «Охматдет» и офисное здание «Рейнарс Украина».
Из моего опыта украинских объектов могу сказать, что некоторые инвесторы обращают внимание на элементный фасад с целью получить оболочку здания, которая будет отличатся от привычных стоечно-ригельных фасадов.
Наши клиенты (непосредственно изготовители) заинтересованы в применении данного типа фасадов, так как, еще раз повторюсь, производство на 95% – в помещении и на монтаже – минимум операций, что исключает ошибки, связанные с человеческим фактором.
Если грамотно подойти к разработке фасада на стадии проектирования здания – например, максимально унифицировать размеры элементов, оптимизировать отходы алюминиевой системы (минимизировать так называемые «обрезки», так как профиль производитель получает в штангах определенной длины), отходы стекла (производитель стеклопакетов также закупает стекла листами определенных размеров,) то в итоге выиграют все. Архитектор получит то, что он хотел видеть, инвестор – хороший качественный продукт по нормальной цене.
С учетом того, что многие производители в Украине на сегодняшний день в своем арсенале уже имеют обрабатывающие центры, которые позволяют выполнять операции по обработке алюминиевых профилей практически без участия человека, становится возможным оптимизировать стоимость производства алюминиевых конструкций благодаря автоматизации производства.
Полный список проведенных тестов:
• CWCT – Standard for systemised building envelopes – 2005
• Air Leakage – Infiltration & Exfiltration CWCT Section 5
• Water Penetration – Static CWCT Section 6
• Water Penetration – Dynamic Fan BS EN 13050:2011
• Water Penetration – Hose CWCT Section 9
• Wind Resistance – Serviceability CWCT Section 11
• Wind Resistance – Safety CWCT Section 12
• Impact Resistance – Safety CWCT Section 15
• Impact Resistance CWCT TN 76
Джейми Коллинз архитектурный технолог, бюро Faulkner Browns Architects (Великобритания) |
Расскажите, пожалуйста, о дизайне Hadrian’s Tower. Что отличает этот проект от других проектов Faulkner Browns и от новых построек Ньюкасла-апон-Тайн?
Hadrian’s Tower от High Street Group бросает вызов существующей модели жилищного строительства в центре Ньюкасла-апон-Тайн. Проект, состоящий из 150 высококачественных квартир для частного сектора аренды (PRS), объединяет современную архитектуру в знаменитой заповедной зоне в центре города. Здание находится у ключевых ворот в город и играет важную роль в восстановлении заброшенного участка, прилегающего к научному центру, общей площадью 24 акра. Hadrian’s Tower воздает должное историческому контексту, создавая при этом жилье премиум-класса, что значительно повышает ценность данного участка городского ландшафта и открывает путь для дальнейших инвестиций в центр города.
Какие технологии использовались в проекте? Какую роль в общей концепции здания сыграл стеклянный фасад?
Здание представляет собой сочетание традиционных опор из кирпичной кладки в основании с основным элементом башни – стеклом. Hadrian’s Tower на данный момент является самой высокой башней в Ньюкасле, поэтому стеклянный фасад имел решающее значение, чтобы максимально использовать потрясающие виды на город и на знаменитые мосты.
Как бы вы оценили сотрудничество с Reynaers и EVB? Полностью ли соответствует архитектурная концепция результату?
EVB и Reynaers отлично справились с работой, внимание к деталям на этапах проектирования было исключительным, а исполнение на месте было фантастическим, детализация очень четкая, и в конечном результате получилось здание, к созданию которого мы все очень горды быть причастными.
Обычно разработка проекта с нуля занимает много времени. Вы бы по-другому спроектировали Hadrian’s Tower, если бы проект стартовал в 2020 году?
Начало проекту было положено в 2014 году, с планирования вместе с застройщиком участка, отведенного под строительство. Процесс утверждения планов в Великобритании требует множество разных согласований и заключений, и, поскольку речь шла о самом высоком здании в городе, на получение разрешения от местного совета ушло более 12 месяцев. Если бы мы проектировали сегодня, не думаю, что мы бы изменили концепцию дизайна или общие принципы. Но, возможно, здание было бы еще выше!
Локация: Ньюкасл-апон-Тайн, Великобритания
Архитекторы: Faulkner Browns Architects
Переработчик: EVB FACADES LTD
Застройщик: Tolent
Девелопер: The High Street Group
СистемыReynaers: унифицированные фасадные элементы на основе CW 65-SG / EF