Девелопер проекта Omniyat называет «Opus» «зданием, которое никогда не спит»
Столкновение предельных возможностей строительных технологий и сверхсовременных инженерных решений в конечном счете воплотилось в поразительной оболочке фасадов, бросающейся в глаза. В этой массивной 3D-головоломке в центре Дубая, конечно, не обошлось и без Edgetech Super Spacer® TriSealTM.
«Мы не строим милые небольшие здания», - сказала Хадид британскому Guardian в 2013 году, имея в виду «обычные» прямоугольные здания. Проектируя «Опус» на самой популярной в мире архитектурной «песочнице» в районе Бурж в Дубае, Заха Хадид видела куб, с «высеченной», или, если угодно, «вытаявшей» внутри полостью размером с 20-этажку, при этом «парящий» над землей. И действительно, подобно ледяному кубу, который тает под жарким солнцем пустыни, «Опус» оставляет людей в интерьере здания с бесплатным видом на захватывающую архитектуру окрестностей: Дубайского Водного канала, новой Оперы или башни Бурж-Халиф и Дубай-Молл. Строительные работы начались в 2012 году, а окончательная работа над оболочкой здания была завершена в октябре 2017 года. После завершения работы над внутренним пространством, в нем разместятся 5-звездочный отель, рестораны, офисные помещения и роскошные апартаменты.
«Пустота»: инженерный шедевр
После того, как Заха Хадид обнародовала свой впечатляющий проект в 2007 году, «Dream Tower» сразу же очутилась в первой десятке «виш-листа» ведущих промышленных компаний. Дениел Чжан, менеджер по продажам Edgetech / Quanex для Китая, объясняет очарование, которым проект окатывает архитекторов и фасадщиков: «The Opus» был проектом «в черном ящике». Вначале никто не мог сказать, как органический стеклянный фасад, основанный на идеях Хадид, площадью около 6000 квадратных метров, можно было бы полностью проявить как текучую поверхность. Здание, которое сейчас стоит – это всеобъемлющий инженерный шедевр, «вещь в себе». Каждый из 4544 стеклянных блоков для темно-синей стеклянной «пустоты» эксклюзивен, более того, подавляющее большинство элементов – изогнутые стеклопакеты неправильной формы. Это означало, что об автоматизации сборки не могло быть и речи. Нельзя использовать жесткую дистанционную рамку, которая не изгибается без «перегибов», и которая, безусловно, не может быть выгнута произвольно. Только гибкая дистанция отвечала требованиям как с точки зрения герметизации, так и внешнего вида.
В жарком климате, в частности, «теплая дистанция» должна достигать выдающихся уровней эксплуатационного качества в течение десятилетий, чтобы герметизировать межстекольное пространство. Из-за термального взаимодействия между палящим солнечным светом и тенями, мощные механические силы постоянно действуют на краевое соединение из-за движения стекла.
Днем фасад отражает небо, солнце, воду и футуристическую архитектуру. Ночью, наоборот, – «Пустота» подсвечена эффектными светодиодными установками, чтобы композиционно соединить здание с пульсирующим мегаполисом. Для этого на каждой стеклянной панели устанавливались светодиоды с возможностью индивидуального контроля. Прозрачные фасады двух прямоугольных железобетонных башен из стеклопакетов с УФ-покрытием и покрыты напечатанными цветными точками разного размера. С одной стороны, они наполняют фасад уникальной жизненной силой, с другой стороны, они отражают свет и тем самым уменьшают уровень солнечного излучения и бликов. Команды, специализирующиеся в различных отраслях, такие, как фасадчики из Alu Nasa, консультанты из Koltay Façades в Дубае, Pilkington Glass, производитель стеклопакетов Shennanyi, а также поставщики «дистанций» Edgetech привнесли свой коллективный опыт в реализацию «Пустоты». Нижний конец «Пустоты» граничит со свободно сформированной стеклянной крышей над многоэтажным атриумом. На вершине, на высоте 71 метр, башни соединены 38-метровым, изящно выгнутым сейсмостойким мостом, выполненным из изогнутых двухкамерных стеклопакетов, алюминиевых рам двойной кривизны и стали. Эта часть здания сама по себе весит 1000 тонн. 3D-моделирование с точностью до последнего миллиметра первичной и вторичной стальной конструкции, изогнутых алюминиевые профилей, крепежных элементов и стеклянных деталей диктовало условия для всех поставщиков, участвующих в проекте. Из Дании и Нидерландов было поставлено более 10 000 индивидуальных изогнутых алюминиевых профилей, стеклянные блоки были изготовлены на трех заводах в Китае, и в конечном итоге вся трехмерная головоломка должна была быть точно собрана вместе на строительной площадке.
Поиски идеального микса стекол — дело долгого времени
Даже выбору правильного стекла предшествовал длительный процесс принятия решений и моделирования. В отличие от плоских стеклянных панелей, для изогнутых пакетов нет «прописанных» технических характеристик и «книжных значений» по прочности на сжатие, растяжение и изгиб. Из-за того, что кривизна стекла и толщина стекла влияют на жесткость, предельные тепловые нагрузки и максимальное поглощение энергии до разрушения, минимальные радиусы и максимальные углы изгибания рассчитывались для каждого стеклопакета индивидуально. Кроме того, необходимо было обеспечить приемлемый уровень отраженного излучения, чтобы обезопасить от перегрева окружающие здания — вспомните легенду об Архимеде, поджигающем римский флот. В конце был установлен микс из нескольких плоских и однокамерных стеклопакетов, а также горяче- и холодногнутых изогнутых стеклопакетов. Из-за того, что в жарком климате Дубая тепловая нагрузка на стекло намного выше, чем в более умеренных зонах, а темные стеклопакеты поглощают много энергии, стекло должно быть закаленным – процесс, который до сих пор не производился в промышленных масштабах для изогнутых стеклопакетов. Химически закаленное стекло было слишком дорогим. Поэтому производитель стеклопакетов Shennanyi разработал технологию, специально предназначенную для комбинирования горячего изгиба, закалки и отпускания стекла – стеклопакеты нагреваются до 700 °C, одновременно проходя процесс формования и охлаждаются струями сжатого воздуха, чтобы увеличить их прочность. Блоки, состоящие из 8 мм Low-E (с покрытием изнутри), 16 мм дистанции, 6-миллиметрового прозрачного стекла, цветной ламинации толщиной 1,52 мм PVB и еще одного 6 мм прозрачного стекла были собраны компанией Pilkington China. Количество горячеформированных элементов было сведено к минимуму, использовалось, насколько это возможно, холодное «отпущенное стекло», что существенно сократило затраты.
Перевел архитектор Иван Пономаренко